lyricaltockareff 81 59 Опубликовано 28 мая 2021 Поделиться Опубликовано 28 мая 2021 Флагманы типа "Хомруллстад" оказались самыми большими и самыми дорогим из всех построенных в Эстервальде кораблей за всю его историю. При этом ниодин из этих кораблей так и не смог отметиться в каком-либо дальнем походе, и даже во время Гражданской Войны использование этих кораблей сопровождалось огромным количеством проблем самого разного характера. До сих пор ведутся споры о том, стоило ли вообще начинать строительство этих кораблей. Многие, не скрывая раздражения, прямо заявляют, что подобные "Хомруллстаду" по стоимости проекты и обрушили в конце концов и без того расшатанную экономику Империи. Однако проект корабля сам по себе трудно назвать провальным -- он лишь появился в неподходящее для страны время.Предыстория. разработка и строительство. Как уже было рассказано ранее, при разработке нового поколения кораблей для Императорского Флота Эстервальда, Кристиан IV сделал выбор в пользу огромного и весьма дорогого (даже согласно предварительной оценке) типа "Хомруллстад". Было решено построить четыре таких корабля. Два из них одновременно были заложены в ноябре 7-го года до ЭК в специально построенном для этого сухом доке в Вервитхамне. Еще два -- двумя годами позднее. Первоначально планировалось спустить на воду два первых корабля одновременно, однако уже в 6-м году до ЭК довольно резво стартовавшее строительство замедлилось из-за начавшегося в Империи экономического кризиса. Тогда директорским советом верфей было принято решение заморозить строительство трёх других кораблей и сосредоточиться на достройке первого корабля. В апреле 4-го года до ЭК броненосный крейсер "Хомруллстад", первый из всей серии кораблей, был спущен на воду, а летом введен в строй с помпой и оркестром. Буквально: установленные на нем пушки были использованы в качестве музыкальных инструментов на финальных аккордах оперы Людвига Рюсселера "Кристиан Великий". Ожидалось, что "Хомруллстад" и его систершипы заменят сразу несколько устаревших типов кораблей и смогут принимать участие в международных конфликтах. Поэтому сразу после ввода в строй "Хомруллстада" все три деревянных флагманских линкора типа "Карстен Мирный" согласно указу Императора пустили на слом. На практике же “Хомруллстад” получился не просто дорогим, а баснословно дорогим кораблем. Уже за время строительства смета возросла в три раза, а после ввода корабля в строй каждый его выход в море обходился гораздо дороже, чем у флагманов предыдущего поколения. Даже приличная для корабля таких размеров скорость и невероятная огневая мощь не находили применения -- патрулировать на такой громадине берега Эстервальда было неэффективно, а использовать корабль в полномасштабной войне боялись – хотя броня его не имела аналогов в Эстервальде, но потеря корабля обернулась бы для Флота Империи тактической и финансовой катастрофой. Огромная длина сыграла с кораблем злую шутку: хоть он кое-как и помещался в Кристианборгский крест-канал, но войти туда для ремонта не смог бы в любом случае, поскольку ширина судоходной части залива в этом месте оказалась слишком мала. Поэтому в Кристанборге и еще нескольких портовых городах пришлось с нуля строить новые доки для обслуживания этих кораблей. Осознав, что флот фактически остался без флагмана, совет директоров верфей попытался уговорить Императора пересмотреть свое решение и дать им возможность строить корабли типа "Сколме", проект которых был отложен до того в долгий ящик. Но Кристиан IV был непреклонен и не хотел признавать своей ошибки. Поэтому в конце концов новый молодой директор вервитхамнских верфей Мадс Нюстад-Бьёркен решил рискнуть -- сразу после возобновления работ над "эстерборгом" он, вместо того, чтобы достроить только его, заложил сразу три корабля типа "Сколме" у себя на верфях, и еще три -- по договоренности на верфях в Кюльхавне. Само собой, темпы работ над "Эстерборгом" и "Кристианборгом", вторым и третьим крейсерами типа "Хомруллстад", существенно замедлились, но императору об этом не спешили докладывать. лишь когда четыре корабля были готовы на 65-70 процентов, он просто поставил Кристиана Лангсваарда перед фактом. за такую дерзость он был лишен всех постов и сослан в Сваарцхольмскую тюрьму, но корабли пришедшему на его место Сигурду Улаффсену-Кальмуту пришлось продолжить достраивать. "Эстерборг" между тем был спущен на воду лишь в январе 1-го года до ЭК, а через два месяца вошел в строй. К этому моменту сразу пять кораблей типа "Сколме" уже были в строю, поэтому Император приказал достроить третий по счету корабль и активизировать работы над четвертым. Тот факт, что денег в казне на достройку столь дорогого судна уже не было и что даже корабли типа "Сколме" верфи строили в долг, по нескольку месяцев не выплачивая рабочим зарплату, его не волновал. В обществе к этим кораблям относились, как к дорогим игрушкам, способным лишь на парады выходить. Однако дальнейшие события серьезно повлияли на отношение к этим кораблям.Тип "Хомруллстад" во время гражданской войны. В начале мая 1-го года до ЭК в связи с угрозой восстания в Кюльхавне и Юстенкапе флотилия была приведена в полную боевую готовность. Однако среди матросов и экипажей на кораблях уже возникла взрывоопасная среда.17-го мая на "Эстерборг" и другие корабли, стоявшие на якоре у побережья острова Кунгсхольм, пришла ошеломляющая весть -- в столице началась революция, а Кристиан IV бежал вместе с семьей. Капитан корабля Бьёрн Чельберг был готов к этому и тайно готовился к тому, чтобы не только развернуть корабль и вместе с частью эскадры устроить морскую блокаду города, но и вступить в бой с теми кораблями, которые не пожелают перейти на его сторону. После пятнадцатиминутного замешательства Чельберг объявил, что вместе со своим кораблем переходит на сторону восставших. он ждал, что против него обернется вся эскадра. Но к его удивлению, почти все корабли последовали за ним. Однако как только он отдал приказ о снятии с якоря, корабль содрогнулся от попадания снаряда -- "Хомруллстад" и две небольшие канонерские лодки не пожелали предать Императора. Завязался бой. Обе канонерки были потоплены довольно быстро, однако броня "Хомруллстада" оказалась не по зубам даже для снарядов запущенных из пушек броненосцев "Видскуга" и "Сколме". В бой вступил "эстерборг" и между двумя кораблями завязалась дуэль. Но даже снаряды, пущенные из пушек главного калибра, лишь помяли броню. Тогда Чельберг решил использовать свой тайный козырь. Вот как он вспоминает эти события: Цитата:За два месяца до того я тайно заказал в Фермунге особые бронебойные снаряды, которые до того ни на одном из эстервальдских кораблей не испытывались. Об этом не знал никто, кроме команды моего корабля -- это должно было стать сюрпризом для руководства. Я не помню точно, что это были за снаряды, да и теперь уже, я думаю, невозможно это узнать -- вся документация в войну была уничтожена. Ясно помню одно. Представители Фермуга заявили, что с нашим качеством орудий может случиться так, что больше двух выстрелов они не выдержат. Но в тот момент я решил рискнуть. У нас было около десяти таких снарядов. Как только мы подошли к "Хомруллстаду" достаточно близко, я отдал приказ открыть огонь. Очевидцы говорили, что фермунгский снаряд прошел оба борта корабля навылет. Однако то, что произошло после этого, поразило даже меня. В воздух поднялся сноп искр и дыма. Раздался оглушительный грохот, "Хомруллстад" подбросило, а носовая башня вместе с мачтой и капитанским мостиком взмыла в небеса. Мы попали точно в носовой пороховой погреб. Объятый пламенем корабль потерял ход, но пушки на его корме продолжали обстреливать нас. После того, что случилось дальше, я еще долго проклинал себя за то, что забыл запретить артиллерийскому расчету после выстрела фермунгскими снарядами стрелять ещё раз. Зазвенели стекла на мостике, "Эстерборг" ощутимо тряхнуло. Когда минуту спустя я выглянул в иллюминтор, на месте носовой башни зияла огромная дыра в палубе. Судя по всему, они решили для закрепления успеха взорвать и кормовой пороховой погреб. Так это или нет, уже не узнает никто. Впрочем, нам хватило и того, первого выстрела: "Хомруллстад" зарылся носом в волну и затонул. Уже без носовой башни "Эстерборг" вместе со всей эскадрой (кроме быстроходной канонерской лодки "Устенн", отправившейся в погоню за семьей Императора) направился в Кристианборг, где принял участие в обстреле Белой Цитадели с моря. После прихода ко власти правительства Скорпхольма "Эстерборг" отправился на ремонт в город Хомруллстад (видимо так Скорпхольм решил поиронизировать над гибелью первого корабля в серии), но после захода в док выяснилось, что денег на ремонт корабля у Республики Эстервальд нет. После этого корабль еще полтора года ржавел в сухом доке. Взявшие город в июне 1-го года после ЭК войска РРК не прлявляли интереса в достройке этого корабля. Лишь когда выяснилось, что Вельденвальд решил достроить третий корабль, на нем начались работы. Впрочем, с флотом у РРК не задались дела с самого начала, и после поражения под Хавенсборгом (бывш. Кристианборгом) они вновь были свёрнуты.Третий корабль и Сражение под Эстерборгом Достройку корабля пришедший ко власти в Вельденвальде СДКВ начал почти сразу после распада Эстервальда. Однако ужасающие экономические условия, упадок производств, и неприменимая к таким кораблям экономия на всем, на чем только можно было сэкономить, привели к тому, что спущенный на воду в 3-м году до ЭК под названием "Вельденвальд" корабль больше времени проводил у причала, чем в открытом море. СДКВ никак не знал, как ему испытать новое судно в бою, однако вскоре перед СДКВ замаячила новая угроза. На западе Хендрик Ульфланд, заручившись поддержкой многих областей и вызволив из тюрьмы бывшую кронпринцессу Моуд Лангсваард, объявил о создании Республики Эстервальд (в общей сложности третьей по счету). Одним из городов, на которые он предъявил претензии, стал Эстерборг, испокон веков служивший морскими воротами Вельденвальда. И когда переговоры, инициированные Лангсваард, ни к чему ни привели, Ульфланд, не дожидаясь ее согласия, направил к городу из пару месяцев как захваченного им Хомруллстада специально восстановленный для таких случаев "Эстерборг". В ходе битвы, ставшей одной из самых кровопролитных за всю историю войны, между двумя кораблями завязалась дуэль. И хотя в этот раз ни у одной из сторон не было тех самых фермунгских снарядов, удача вновь улыбнулась "эстерборгу". Экономия на металле привела к тому, что "Вельденвальд" получил несколько пробоин, и его капитану пришлось выбросить на мель.Дальнейшая судьба кораблей Точку в этом проекте поставила Моуд Лангсваард уже будучи королевой. Когда встал вопрос о судьбе недостроенного четвертого крейсера, она, ознакомившись с общей стоимостью строительства “Эстерборга” пришла в ужас и строго-настрого запретила дальнейшее строительство и закупку столь дорогих кораблей. После подписания мирных договоров "Эстерборг" остался за Эстервальдом, а "Вельденвальд" был восстановлен на эстервальдские же деньги, и заново введен в строй уже под именем "Мариамхольм". "Хомруллстад", первый корабль в серии, все ещё лежит на дне возле острова Кунгсхольм. Поднимать корабль, лежащий на глубине около сорока метров, не планируют. Корпус четвертого крейсера без надстроек, орудий и всего остального, по-прежнему стоит в Вервитхамне. Эстервальду второй такой корабль не нужен, Вельденвальду -- тем более. СДКВ расчитывает на то, что недостроенный корабль удастся продать заграницу -- в таком случае за иностранные деньги его получится достроить. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти