kiren_sun 81 45 Опубликовано 7 июня 2022 Поделиться Опубликовано 7 июня 2022 (изменено) Багет это не только французское хлебобулочное изделие и один из гастрономических символов Франции, но ещё и название лёгкого коммерческого грузовика, родом из всё той же страны вина, парижанок, Эйфелевой башни, и съестных лягушек. Какова на вкус эта "булочка"? Об этом в новой статье нашего журнала. Французская фирма TeTe (читается как "тэт"), основанная братьями Тессониерами в 1919 году, изначально занималась производством мотовелотехники и запчастей к ним. После Второй Мировой их небольшой завод некоторое время занималось ремонтом мототехники союзнических войск, а также доставшихся в качестве трофеев немецких экземпляров, попутно занимаясь своей изначальной деятельностью. Послевоенная разруха не позволяла людям покупать автомобили; велосипеды стали пользоваться большим спросом. Накопив необходимую сумму, братья решили расширить производственные площади для закупки нового мотоциклетного оборудования. В 1950 году на свет появилась TeTe Biscuit — трёхколёсная пассажирская мотоколяска почти не имевшая успех у покупателей. Несколько месяцев спустя был налажен выпуск грузового варианта «бисквита» TeTe Brioche. И уже "бриошь" пришлась по вкусу фермерам, лавочникам, и всем тем, кому нужно самостоятельно перевозить небольшие грузы. До сих пор эту мотоколяску можно встретить в самых разных уголках Франции. Ближе к восьмидесятым имевшийся малый спрос на грузовую мототехнику стал падать ещё сильнее, вследствие доступности небольших автомобилей в целом, и возможности купить коммерческий автомобиль на их базе в частности (например, Cédratier Bédouin). Однако, в легковушку, пусть и грузовую, много не поместишь. А если нужно перевозить что-то более габаритное? Тут в дело вступают соответствующие фургоны, как, например, DeFauw Grille. Но к началу восьмидесятых необходимые транспортные средства визуально и технологически были архаикой, пусть и дешёвой. Конструкторы из TeTe хотели показать, что можно делать дёшево и современно. В 1982 году на рынке Франции появился наш сегодняшний гость — TeTe Baguette. Нам удалось отыскать "багет" в нашей стране. Его владелец, Арман, с удовольствием согласился рассказать про свой экземпляр, который используется в качестве традиционного «летнего автомобиля» (так называется коратвийская автолюбительская забава, суть которой заключается в покупке и восстановлении иностранного автомобиля для летнего сезона). — Арман, расскажите, как вы нашли и почему решили приобрести именно эту машину? — Э-э-э, канэшна, брат! Слющай, там такой история биль, просто вах! — с задорной улыбкой и чистым французским акцентом произнёс владелец. После минутки смеха, Арман начал свой рассказ уже без акцента. — История приобретения началась в 2017 году. Тогда я искал себе б/у-шный фургончик под каждодневное использование. У меня ведь небольшое фермерское хозяйство, поэтому имеется потребность в перевозке огурчиков-помидорчиков на рынок, который находится от фермы очень неблизко. И вот смотря одно из объявлений, на заднем плане фотографий искомой машины стоит он (показывает рукой на «багет»). Я уже подумал, что это «сайгак», но морда какая-то квадратная и плоская, решётка радиатора другая, передние крылья иные. То, да не то. Его подробно не фотографировали и рассмотреть мелкие детали не мог. Мне стало интересно и решил звякнуть владельцу объявления, тем более что продаваемый им автомобиль был в лучшем состоянии, нежели «француз». Владелец рассказал, что «багет» достался ему в наследство от его покойного дедушки. На мой вопрос «что с ним будете делать» последовала фраза «наверное, сдам на металл». Такой ответ меня не устроил, и договорившись с хозяином о встрече, я выдвинулся в путь. Тот день оказался достаточно удачным. Продаваемый автомобиль был в хорошем состоянии за свои деньги. А стоявший рядом «багет»… Краска почти по всей кабине выцвела, пороги «погрызли бобры», вездесущий рыжий налёт и сквозные отверстия, фары отсутствовали, пластиковые элементы потрескались, бензобак превратился в дуршлаг, колёса врастали в землю. На удивление, только рама была в нормальном состоянии... Ну как в нормальном, из чёрного она перекрасилась в рыжий, но до состояния порогов ей было далеко. Попытки завести двигатель кончились ничем. Мы ещё немного пообщались с владельцем и я решил забрать у него сразу два автомобиля. Почему? Во-первых, мне, как человеку «с руками», захотелось попробовать его хотя бы поставить на ход. А во-вторых, машина иностранная, а значит, что это возможность заиметь у себя «летний автомобиль», который мне давно хотелось. Хозяин пояснил, что документы есть, но их надо искать. Да и вытаскивать фургон в одиночку было глупо. Спустя неделю, взяв с собой эвакуатор и троих человек, «багет» поехал ко мне. Согласно документам, этот экземпляр был привезён в Коратвию в том же 1982 году и состоял на балансе французского посольства, а в 1993 - продан частному лицу. В 97-ом автомобиль попал к дедушке того самого человека, у которого Арман и выкупил "багет". Машина всё также использовалась по назначению, но после несчастного случая, второй владелец не мог самостоятельно передвигаться. Водить фургон стало некому, и автомобиль просто стоял на заднем дворе дачного участка, постепенно утрачивая свой первоначальный облик. Производство TeTe Baguette началось в 1982 году и пришлось на не самый хороший период в истории фирмы: спрос на мотоциклы падал, велосипеды не делали большой объём продаж, а итальянские и японские скутеры были куда лучше, качественнее, и дешевле. Но не стоит думать, что "багет" был сделан исключительно из мотоциклетных запчастей. В основе машины лежит его французский брат DeFauw Flux, только ощутимо упрощённый и изменённый, используя запчасти от других автомобилей: фары — Vapid Luton 1¾, двигатель — бензиновый, 1,4-литровый S4S от Cédratier Cinqaux, и т.д. Из своего была рама, задние крылья, переднее оперение, решётка радиатора, часть пластмассовых деталей и некоторые элементы по мелочи. Один немаловажный факт — "багет" является переднеприводным в силу своей родословной. Изначально, конструкторами задумывалась и заднеприводная версия, но она так и не была реализована. — Арман, сколько времени и средств ушло на восстановление этого фургона? — «Багет» был поставлен на ход, в сухом остатке, за пару недель. Это при наличии свободного времени, а также время ожидания необходимых запчастей. В Коратвии не был распространен ни «тэт», ни его брат «дефо» первого поколения, поэтому с деталями для него где-то пришлось лезть в Интернет. Но это не самое сложное. Сложнее оказалось с внешним и внутренним пластиком. — А что с ним не так? — Видите ли, мой экземпляр является одним из ранних вариантов. До восемьдесят четвёртого стандартные машины оснащались бежевым пластиком как внутри, так и снаружи. Видите? Бампера, пороги, накладки на передние колёсные арки, бежевые элементы салона. Далее уже ставили чёрный или серый пластик. Но что интересно, на протяжении всего выпуска боковые зеркала были всегда в сером цвете. Так вот, мне хотелось сохранить аутентичный вид. И весь этот бежевый пластик пришлось собирать чуть ли не по всему миру, потому что за столько лет, плюс малое количество выпущенных машин, плюс их коммерческое использование, его просто не сохранили в том виде, в каком он должен был идти с завода. Как видите, сейчас всё смотрится вполне гармонично. Средств было потрачено больше на декор, нежели на технические детали, если подытожить. Действительно, бежевый пластик был своеобразной «фишкой» машины. Иронично, что и наименование машины было отчасти навеяно таким решением. Судя по сообщениям с французских форумов, такой цвет для пластика был реализован, скорее, в эстетических целях, нежели в технологических. Однако, в реальной эксплуатации, в отличие от видения дизайнера, бежевые элементы сильно пачкались и трудно поддавались очистке. Негативно влияла и хрупкость такого пластика, последующие варианты были куда прочнее. Говорят, что при достаточном усилии обод руля трескался и ломался на сочленении со средней частью, оставаясь в руках у недоумённого водителя, приводя к повышенной опасности на дороге. Впрочем, мсье дизайнер знал толк, ведь такие элементы для "багетов" белого или, как у нас, жёлтого цвета смотрятся симпатично. — В целом, какие у вас ощущения от этого автомобиля? С чем можно сравнить? — Ощущения, в целом, положительные. Не стоит забывать, конечно, что это французская машина, а значит несколько специфичная, чем немцы, итальянцев, или наши. Это не плохо, а просто другое. Но знаете, чем больше углубляешься в такой извр… иной автомобиль, тем больше начинаешь проявлять уважение к тем, кто реализовывал смелые и интересные конструктивные идеи. А потом к-а-ак затянет, но я держусь (смеётся). Двигатель надёжный и тяговитый, несмотря на объём в упаковку лягушачьего сока, подвеска слабовата для наших дорог. Справедливости ради, грузовичок нечасто используется по своему прямому назначению, да и гонять на нём по ямам я не собираюсь. Салон удобный… А, точно! Коробка передач! Ужасная штука. — Почему же? — Она, иронично названию автомобиля, хрустит. Поначалу я думал, что это от старости с коробкой что-то не так, ведь после простоя в пятнадцать лет и не такое может случиться. Но когда её перебрали и поставили обратно, в случайный момент при переключении на любою передачу вверх или вниз раздавался характерный хруст, будто передача не до конца вошла. Вновь снял КПП, сцепление, всё разобрал и пересмотрел, сверился с руководстом по эксплуатации - всё правильно, как в учебнике! Но нет, снова этот «хррруф». И ведь это не подобный звук как в других автомобилях, а другой. Будто действительно ломают свежеиспечёный багет. — И что же оказалось? — Покурив неделю французские форумы с переводчиком выяснился совершенно неожиданный факт. Скажу по-молодёжному: хруст не баг, а фича! Как пишут бывшие и нынешние владельцы, этот звук существовал на протяжении всего времени выпуска «багетов». И что самое интересное - никто не знает почему так происходит. Связка такого же двигателя с такой же коробкой во французских легковых автомобилях аналогичного хруста не вызывает. А тут стабильно раз в несколько переключений услышишь заветное «хррруф». Видать, как корабль назовёшь… — Какие дальнейшие у вас планы на столь чудный агрегат? — Вот тут недавно достал для него настоящие французские номера тех лет, по комбинации букв и цифр как раз для него. Сейчас на него мне едут новенькие зеркала заднего вида, те самые, которые всегда были в сером цвете. Их поставлю, и, можно сказать, машина будет полностью готова. Периодически, выезжаю на ближайшие автовыставки. Далеко гонять машину не хочется, да ещё и без зеркал. Инспектора такого не любят, сами понимаете. Спрос на машину оказался невелик. Будучи дешевле и проще "флюкса", "багет" был менее качественным: внешние элементы кузова плохо обрабатывались антикоррозийными средствами (про внутренние полости мы тихонько умолчим), качество покраски оставляло желать лучшего, плохо подогнанные друг к другу элементы, жёсткий, но одновременно скрипучий и хрупкий пластик. Пожалуй, только рама всегда оставалась в нормальном состоянии. Предположительно, это из-за качественной чёрной краски для судов, которой она и окрашивалась. В 1987 году Baguette сняли с производства, а спустя пять лет фирма TeTe объявила себя банкротом. Основное производственное здание было выкуплено автомобильной компанией DeFauw, а имеющееся оборудование и документация передана в аргентинский филиал. Сейчас на бывшем мотовелозаводе производятся запчасти для автомобилей "дефо". Уже в конце, когда мы попрощались с владельцем и собирались уезжать с места съёмок, при отъезде грузовчика мы услышали тот самый «хррруф». Арман остановился, приоткрыл водительскую дверцу и крикнул нам: «Слышали?» На наше уверенное «Да!» он ответил «Вот он, настоящий хруст французской булки!», закрыл дверь и уехал. Изменено 7 июня 2022 пользователем kiren_sun 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти